Новости


30.06.2015

Комментарий Ксении Касьяновой Деловой Газете Петербурга


В период кризиса рядовые россияне забывают о предметах роскоши и ломают голову над тем, как себя прокормить. Под гнетом западных санкций и экономической нестабильности в стране поведение потребителей сильно меняется - денег у россиян остается лишь на то, чтобы заплатить по кредиту, да купить себе худо-бедно поесть...

 

Как сообщает газета "Известия" со ссылкой на аналитическое исследование компании "Nielsen", в настоящее время 39% жителей России тратят большую часть денег из семейного бюджета на продукты питания и повседневного спроса. При этом россияне ежемесячно ходят за покупками не менее 10 раз (в опросе поучаствовали жители шести городов–миллиоников, в том числе, Санкт–Петербурга). Между тем, в 2014 году практически все средства на продукты питания тратили 33% потребителей (на 6% меньше, чем за первую половину 2015 года), а частота посещения продуктовых магазинов ограничивалась восемью закупками в месяц (на два "похода" меньше, чем сейчас).

 

Аналитики подчеркивают, что основной задачей посещения магазина остается ежедневная покупка продуктов. При этом 31% опрошенных приобретают продукты на 2–3 дня. Большие покупки по–прежнему остаются в тренде, однако "дозакупка" между ними теперь встречается реже: к ней прибегают 22% жителей страны по сравнению с 25% годом ранее. Выросла и доля россиян, которые ходят лишь за остро необходимыми товарами, – с 10% до 13%. В семьях с наиболее низким доходом (до 30 тыс. рублей в месяц на семью) количество больших единовременных закупок сократилось в пользу ежедневных визитов в торговые точки, передают результаты исследования "Известия".

 

Только самое необходимое

 

Сопредседатель Союза потребителей России Анатолий Голов считает, что потребители – "достаточно умные люди, и к условиям кризиса они уже приспособились". Отсюда из изменения в модели поведения потребителей, полагает эксперт.

 

"Граждане стали покупать более дешевые продукты и в меньших объемах, – сказал Анатолий Голов в интервью порталу spbdg.ru. – Раньше люди закупались на неделю, теперь – на 2–3 дня. Потому что за неделю часть продуктов может испортиться, например. Раньше на это можно было не обращать внимания, а теперь россияне стали относиться к продуктам более бережно".

 

По словам Анатолия Голова, есть ряд и других изменений, произошедших в связи с кризисом. Например, жители России перестали покупать деликатесы.

 

"Обратите внимание, даже ассортимент в магазинах уменьшился! И именно за счет исчезновения с прилавков деликатесов. Теперь люди гораздо реже могут позволить себе что–нибудь вкусненькое и покупают более необходимые, дешевые и простые продукты", – отметил он.

 

Специалист обратил внимание и на другую интересную деталь – на сетевые магазины, супермаркеты, набирающие популярность буквально не по дням, а по часам. По информации эксперта, на прошлой неделе в Санкт-Петербурге состоялось заседание общественного совета при городском УФАС, и на нем был зачитан доклад о положении дел в розничной торговле. Согласно докладу, сетевые магазины в Северной столице занимают 91% продовольственной торговли, тогда как пару лет назад этот показатель составлял около 80%.

 

"Сетевых магазинов много, они доступны и находятся близко к дому. Если раньше человек ехал в гипермаркет, где затаривался на неделю, то теперь топает в ближайший сетевой магазин и покупает на 2–3 дня. И это довольно–таки интересное изменение потребительского поведения", – сказал Анатолий Голов.

 

Сопредседатель Союза потребителей России поделился сведениями и том, как и за счет чего происходит удешевление продукции в магазинах.

 

"Например, удешевление молочной продукции – за счет добавления пальмового масла, замены животных жиров растительными (хотя то, что они наносят вред здоровью, пока не доказано!). Тем не менее, если вы раньше покупали творог, сделанный из молока, то теперь в нем часть жира заменяется растительным, и это факт. Обратить внимание можно и на уменьшение тары. Если раньше вы покупали литр молока, то теперь – 930 граммов или 900 грамм. А если говорить о колбасах, то говядину или свинину стали часто заменять курятиной или мясом другой птицы. Таких примеров масса", – поделился специалист.

 

Деньги уходят на кредиты и еду

 

Солидарна с тем, что поведение российских потребителей сильно изменилось, и вице–президент консалтинговой компании "Контакт–Эксперт" Ксения Касьянова. Она считает, что нынешний кризис – один из наиболее тяжелых, возможно, даже тяжелее предыдущего. При этом важную роль играет "перекредитованность населения, которая в настоящий момент достигает гораздо больших процентов", отмечает Ксения Касьянова.

 

"Если в общем объеме трат населения 30–35% – это только затраты людей на кредиты, то, собственно, оставшиеся деньги, к сожалению, уходят приоритетно на продукты и небольшие повседневные траты, – отметила специалист в беседе с корреспондентом портала spbdg.ru. – Вся "жировая прослойка", которая была у среднего класса или у тех людей, кто получает чуть меньше денег, была потрачена во время предновогодней истерики – помните, в тот момент скакнул курс доллара и евро, и граждане погнались за старыми ценами?

 

Обычно, даже по социологическим исследованиям, видно, что именно люди с низким и средним уровнем дохода тратят больше всего денег – когда подходит кризисное время – на то, чтобы запастись, например, телевизорами или еще какими–то товарами длительного пользования. И поэтому любых других денег для того, чтобы перекрыть их повседневные затраты уже на длинной дистанции, практически не остается. Все повседневные траты домохозяйств со средним и невысоким уровнем дохода, по сути, и складываются из оплаты кредитов за товары длительного пользования, при этом какие–то деньги возможны на повседневные нужды – соответственно, основная масса уходит на оплату продуктов питания".

 

Потребитель боится планировать

 

По мнению Ксении Касьяновой, на то, что теперь россияне приобретают продукты на 2–3 дня и чаще ходят в магазины, влияет психологическая граница суммы, которую потребитель готов отдать за один приход в магазин.

 

"Она (психологическая граница, – Автор) не поменялась с докризисного времени (возможно, только уменьшилась). На эти деньги можно купить уже гораздо меньше, поэтому потребитель старается придерживаться этих границ – он не строит долгосрочных стратегий, выбирает только такое поведение, чтобы ему не казалось, что он находится в длительной долговой яме; наконец, чтобы ему не казалось, что его семья голодает. Потребитель перестраховывается и пытается существовать изо дня в день", – сказалаКсения Касьянова и отметила, что это – одна из особенностей потребительского поведения в кризисный период, то есть невозможность долгосрочного планирования.

 

"Потребитель очень боится смотреть в будущее, и тем более – что–то планировать надолго вперед, – продолжила эксперт. – В начале года мы видели и до сих пор видим ситуацию, когда люди не то чтобы на квартал вперед, а только на месяц–два планируют свой бизнес! Не говоря уже о годовом или трехлетнем планировании".

 

По словам Ксении Касьяновой, интересно и то, что сейчас большие ритейлеры начинают выбирать такую стратегию, чтобы диктовать условия для развития рынка. При этом они сверхактивно обращают внимание на дискаунт–сегмент и вытесняют не только магазины "у дома", но и региональные мелкие сети, которые не могут себе позволить регулировать цены на продукты, как их регулируют федеральные сети в дискаунт–формате.

 

"Например, по последним исследованиям, затраты на производство продуктов российских производителей выросли до 90%, а сети увеличили свои цены всего лишь до 38%. Производитель значительно теряет свои деньги, и, если в диалоге с местным магазином они еще хоть как–то могут этот ценник "загонять", то, конечно, большая сеть регулирует цены, и поэтому на длинных дистанциях в глазах потребителя, конечно, выигрывает. Поэтому дискаунт–форматы, форматы "у дома", но принадлежащие большим сетевым ритейлерам,  на длинных дистанциях сейчас будут иметь достаточно хорошую перспективу", – отметила Ксения Касьянова.

 

Голодные есть везде. Даже в Америке

 

Председатель Союза потребителей России Петр Шелищ в свою очередь вывел проблему на более глобальный уровень.

 

"Кризис повлиял не только на потребительское поведение населения, но здесь мы говорим и о базовых потребностях людей. То разная ситуация в разных доходных группах. Для одной группы населения это неприятно, но вполне переживаемо, а вот для нижних групп – ситуация очень болезненная, – сказал Петр Шелищ в интервью порталу spbdg.ru. – Здесь, я убежден, государство должно всячески помогать. Этот вопрос обсуждается второй десяток лет, но, увы, без реакции властей (о необходимости перенять мировой опыт поддержки людей с низкими доходами, я имею ввиду субсидирование продовольственных покупок). Таким образом, можно было бы поддержать и местных производителей продовольствия, ограничив субсидирование только на покупках товаров местных производителей. Это было бы правильно и логично. Это приемлемая мировая практика, да и для бедных это было бы жизненно".

 

По словам председателя Союза потребителей России, в стране всегда было так, что 1,5–2% граждан в опросах заявляли, что "недоедают или чувствуют голод".

 

"И такие люди есть в каждой стране. Мы не одни такие бедные. И в Америке такие есть, которые просто–напросто не справляются с жизненными проблемами. Их нужно поддерживать. Это один из главных выводов, который сейчас нужно сделать. Мы вошли в достаточно тяжелую ситуацию, и, я уверен, так будет продолжаться еще достаточно долго", – заключил Петр Шелищ.

 

Петербуржцы жалуются на качество мяса

 

Тем временем, мы решили выяснить, на качество какой продукции чаще всего жалуются потребители в Санкт–Петербурге, и обратились СПб ГБУ "Центр контроля качества, товаров (работ) и услуг". Одним из главных направлений работы учреждения является работа по жалобам граждан на неудовлетворительное качество продукции и услуг.

 

Нам сообщили, что за 5 месяцев 2015 года в Центр поступило 2125 жалоб. При этом продовольственной продукции коснулась 401 жалоба (и 1742 – непродовольственной, соответственно).

 

"Если ранжировать жалобы внутри блока продовольственных обращений, получается следующее (приблизительные показатели): мясо – 16%, молоко – 13%, плодоовощная продукция – 13%, рыба – 9%. Частотны обращения на мясные и рыбные консервы, сыры. Много жалоб на нарушения правил в сфере розничной продуктовой торговли – порядка 14%. Практически нет жалоб на детское питание, мед, алкоголь, минеральные воды", – рассказали порталу spbdg.ru в Центре контроля качества, товаров (работ) и услуг.

 

30 июня 2015

Деловая Газета Петербурга

фото: www.pressfoto.ru