Новости


27.03.2013

Завуалированный налог на покупателя


Ведёт программу "Особое мнение"Игорь Гмыза.

 

Минпромторг намеревается обязать продавцов отдавать не менее 30 процентов ассортимента одежды и обуви под продукцию отечественной лёгкой промышленности. В первую очередь речь идёт о текстиле, но эксперты полагают, что такие меры могут быть распространены и на многие другие товарные группы.

 

Насколько государственный протекционизм будет эффективен? Гость в студии – президент консалтинговой компании "Контакт-Эксперт" Григорий Львович Трусов.

 

В прошлую встречу разговор с гостем в студии был посвящён тому, что представляет собой Россия как бренд и чем она славится в мире. Сегодня своего рода логическое продолжение той беседы, но уже про внутренний рынок.

 

 

Как можно относиться к данной инициативе Минпромторга? Г. Трусов ответил на вопрос цитатой: "уважать себя заставил и лучше выдумать не мог". По его мнению, на самом деле эта инициатива пока пустышечная. То есть, можно предположить, что это некая проверка боем перед уже настоящей законодательной инициативой. Потому что пока всё это звучит как достаточно дешёвый пиар, когда замминистра предлагает Ассоциации добровольное внесение в кодекс, который является тоже добровольным. Фактически новости как таковой нет, ничего не произошло ещё. Но если это реально проверка воды перед тем, как будет внесён настоящий законопроект, то действительно тогда это становится предметом для обсуждения.

 

 

Введение квот – вполне в духе времени. Недавно одна из передач "Особое мнение" была посвящена обсуждению квот на показ в кинотеатрах отечественных фильмов. Предложения там разные и почти полярные. То ли 20 процентов должно показываться отечественных фильмов, то ли 20 процентов иностранных.

 

 

Г. Трусов согласился, что разговоры о квотах ведутся в духе времени. Россия вступила в ВТО. И, хотя только в августе 2013 года по 12 тысячам наименований пойдут настоящие изменения, но уже сейчас заметно, что баланс между импортом и продукцией российских производителей серьёзно сместился по тем категориям, в отношении которых уже вступили новые правила ВТО, в сторону импорта. Соответственно, российские законодатели начали беспокоиться и думать, как бы всё же невидимую руку рынка остановить и постараться законодательно вмешаться в свободное регулирование. И вот уже начинается пропагандистская, популистская истерия насчёт квот и прочих протекционистских мер.

 

 

Но ведь протекционистские меры требуются тогда, когда отечественный товаропроизводитель не в состоянии выдержать конкуренции на внутреннем рынке? Как считает Г. Трусов, российский производитель во многих отраслях индустрии банально неэффективен. Если говорить о лёгкой промышленности, то вообще не понятно, какую нишу может занять российский производитель, зажатый между европейским качеством и дизайном и дешевизной рабочего труда в Китае.

 

 

И пытаться ему помочь таким образом, несколько абсурдно. Каждый раз, когда видна неэффективность и неоптимальность российского бизнеса, вместо того, чтобы попытаться его оптимизировать и всё-таки сделать эффективным, пытаются найти виноватого и крайнего. В данном случае злодеями оказались розничные сети. Оказывается, они не допускают до своих полок российского производителя.

 

 

Если бы это услышали представители розничных торговых сетей, они бы просто пожали плечами и посмеялись, потому что у них нет категории "национальный" при выборе продукта. Они пытаются заниматься своим бизнесом по понятному абсолютно критерию – выручка с квадратного метра торговой площади.

 

 

Если законодательно сейчас ограничить или каким-то образом сформировать ассортимент, по сути, за отечественную розницу, то все равно потребителей специально платить за российские товары никаким законом не заставить. Они все равно будут выбирать то, что считают нужным. Конечно, очень часто они действительно выбирают российские товары. То есть, проблем у эффективных российских предприятий с входом со своим товаром в торговые сети нет. В любом магазине та продукция, которая востребована, продаётся, поставляется, соответствует нормам сети по процессам. С таким российским производителем сети всегда рады работать, и они не против. Просто таких российских производителей очень мало.

 

 

А мало их почему? Скорее, государство могло бы пытаться воздействовать на это с помощью изменения стоимости денег в России. Но это намного более сложная проблема. Имеется в виду кредитование. Нынешняя ситуация с кредитованием действительно существенно снижает эффективность российского бизнеса. Это относится и к торговым сетям, и к производителям, и к бизнесу вообще.

 

 

Пытаться же с помощью квот искусственно перекроить полянку, сказав, что треть торговых площадей должна быть занята российскими товарами, не получится.

 

 

Розница, во-первых, скажет, чтобы им дали такие товары. Далеко не все российские производители готовы поставлять продукцию не только определённого качества, но и в определённые сроки, стабильно, без разрывов в качестве и поставках. Будут ли покупать отечественные товары российские потребители? Не всегда. Потому что они покупают то, что хотят.

 

 

Что случится дальше после того, как треть торговых залов будет отдана под товары российского производства? Потребители продолжат покупать то, что они хотят. Чаще всего это будет импортная продукция. В итоге российские производители не получат своей прибыли, так как кассовые аппараты не зарегистрируют продаж, ибо эту продукцию не купят.

 

 

А розница потеряет. Как она в таком случае будет компенсировать свои потери той самой выручки с квадратного метра торговой площади? Она просто увеличит цены на импортные товары, ибо надо будет компенсировать потери. Фактически получится, что это станет просто налогом на потребителей, которым придётся платить ещё больше денег для того, чтобы компенсировать эту идиотскую протекционистскую меру.

 

 

Причём компенсировать каким образом? Г. Трусов считает, что потребители будут, по сути, дотировать из своего кармана российское производство, которое является частным и даже не государственным. Получается своего рода вменённый налог на потребителя.

 

 

Таким образом, российские покупатели, будучи в нормальной капиталистической системе, из своего потребительского кармана будут увеличивать прибыли российских производителей, частных компаний, которые вовсе не обязалась ни платить больше своим сотрудникам, ни вкладываться в модернизацию оборудования. Будет происходить банальное перераспределение денег подобным незамысловатым способом.

 

 

Подобное страна проходила при плановой экономике в течение 70 лет. Уже все страны, которые попробовали социалистический протекционистский путь развития, убедились в неэффективности вмешательства государства, кроме как на уровне ставки кредитования, в такие микропроцессы, как распределение товаров на полках торговых точек.

 

 

Куда же можно дальше докатиться, когда в стране начинают регулировать ассортимент, который будет представлен потребителю? Его купить товары не заставишь, он все равно будет голосовать рублём.

 

 

И в результате этого голосования российскому потребителю будет хуже, так как ему придётся платить больше за импортные товары, которые он будет покупать.

 

 

Розница получит те же деньги, просто ей придётся зачем-то отгораживать треть своего помещения под бесполезную выставку, которую ещё не факт, что можно насытить товарами.

 

 

Производители? Если у них будут покупать, они получат чуть больше денег.

 

 

Полностью беседу с гостем в студии слушайте в аудиозаписи программы.