Новости
02.09.2009
Дело опера
Фото:
Евгений Дудин
Петь
любят многие, но немногие солировали в Карнеги-холле. Президент консалтинговой компании
“Контакт-эксперт” Григорий Трусов солировал. По его мнению, управлять компанией
и петь — почти одно и то же.
Текст: Александра Убоженко
Финал
оперы “Паяцы”. Взбешенный ревностью Канио вонзает нож в любовника своей
жены Сильвио. Тот падает замертво.
Актер
может “ожить”, лишь когда закроется занавес. Но Григорию Трусову хочется не
замереть, а корчиться от боли. Бутафорский нож не сложился, и лезвие
с размаху ткнулось Трусову в грудь. Законы сцены суровы: приходится
сжать зубы и ”умереть” достойно, а потом с улыбкой выходить
к публике.
“Да
таких случаев у каждого артиста вагон с тележкой,— говорит Трусов,—
это актерские будни”. Сегодня будни главы консалтинговой фирмы
“Контакт-эксперт” — разработка маркетинговых кампаний для клиентов,
преподавание на российских программах MBA, выступления на конференциях. Кроме
того, он дописывает вторую книгу по маркетингу под провокационным заголовком
“Все умрут, а вы останетесь”. Но, как признается сам Трусов, однажды его
“укусил оперный жук”, поэтому даже бизнес, отнимающий массу времени, не
заставит его отказаться от мира классической музыки.
“У тебя, братец, талант, а техники — ноль”
“Считается, что у консультантов есть две основные
доминанты — тщеславие и алчность. Именно в таком порядке.
Я постоянно выступаю на публике. Просто так подобную работу не выбирают.
Тяга к аплодисментам у меня с детства”,— рассказывает Трусов.
Впервые
он удовлетворил эту тягу, когда выиграл московский общегородской конкурс чтецов
среди школьников. Его стали регулярно приглашать соведущим “Пионерской зорьки”
на радио и вечеров в концертном зале Дома союзов вместе
с признанным мастером Игорем Кирилловым. Гриша звонким голосом объявлял:
“Выступает лауреат премии Ленинского комсомола…” Он и сам выступал —
читал со сцены идеологически правильные стихи, которые помнит до сих пор.
“К партийному съезду готовимся, / И нам не придется краснеть. / Мы
думаем, делаем, учимся / И многое будем уметь!” — бойко, как пионер,
декламирует Трусов.
Но
когда пришло время выбирать профессию, наступила перестройка, и Григорий
понял, что судьба артиста, этакого “веселого нищего”, его не привлекает. Он
отправился в США, где в 1993 году окончил горный институт Колорадо
(Colorado School of Mines), став его самым молодым выпускником. В 1994-м
получил степень MBA в University of Colorado at Boulder, а затем
вернулся в Россию. “Западное образование открывало невиданные перспективы
в нашей стране”,— вспоминает Трусов. Его назначили директором по
маркетингу Samsung Electronics в России. Именно тогда “оперный жук” укусил
его впервые.
Samsung
выводил на отечественный рынок приставку-караоке. Продвигать ее пригласили
певца Владимира Маркина. Трусов вместе с Маркиным тестировал новомодный гаджет.
И пел при этом, не мурлыча себе под нос, а в полный голос.
“Увлечение собственным голосом — тщеславное и самовлюбленное
и просто так не проходит. То, что я демонстрировал на уровне
самодеятельности, Маркина страшно умиляло,— вспоминает Трусов.— Маркин послушал
и вынес вердикт: “У тебя, братец, талант, а техники —
ноль”. Буквально взял за руку и отвел в Музыкальное училище имени
Прокофьева”.
Два
года Трусов овладевал оперным вокалом на вечернем отделении училища,
в 1997-м опять уехал в Америку, где создал софтверную компанию
TruSoft Int’l Inc., президентом которой является до сих пор.
Но
петь не бросил. Бизнесмен начал брать уроки у Марио Лоренти, руководителя
оперного театра Sun State Opera во Флориде. И тут выяснилось, что учили
Трусова в России неправильно.
“Удовольствие почти сексуальное”
— Судя по тембру голоса, у вас баритон?
— В Прокофьевском
училище меня неправильно диагностировали: учился петь баритоном, хотя на самом
деле я тенор,— отвечает Трусов.— А голос как струна. На высокой
струне тоже можно взять низкую ноту, но лишь в своем диапазоне она будет
звучать красиво.
Чтобы
“звучало красиво”, пришлось переучиваться через боль, ломку и новую
постановку дыхания. Спустя год Марио Лоренти решил, что ученик наконец созрел
для профессиональной сцены. Дебют состоялся в театре учителя — Sun
State Opera. И сразу серьезная роль — тот самый Сильвио
в ”Паяцах”. “Когда ты владеешь своим голосом, а зал внимает,—
удовольствие почти сексуальное”,— делится Трусов своими впечатлениями.
Необходимые
дозы аплодисментов он стал получать регулярно, участвуя в четырех-пяти
постановках в месяц. Помимо театра во Флориде выступал в Нью-Йоркском
оперном театре, чаще всего исполнял арии в операх итальянских
композиторов: Верди, Леонкавалло, Масканьи. Трусову довелось сыграть роковых
героев-любовников, обманутых мужей и стариков — например, Жермона
в ”Травиате”. Все свои роли он считает драматическими.
— Много
репетировали?
— Два-три
раза в неделю по четыре часа.
— И не
мешало работе? Все-таки собственный бизнес.
— Надо
уметь сочетать работу и жизнь.
Теория
Трусова не нова: чтобы жить полноценно, стоит уподобиться человеку эпохи
Возрождения. Правое полушарие мозга отвечает за образное мышление, левое —
за логическое. “Почему нельзя снести эту перегородку? — задается вопросом
Трусов.— Я видел громадное число успешных бизнесменов, каждый из которых
дружит с двумя полушариями и не делит работу и жизнь. Руководить
компанией — это слышать многоголосие, вести свою партию. Здесь очень много
музыкального”.
Два
года Трусов овладевал оперным вокалом на вечернем отделении училища,
в 1997-м опять уехал в Америку, где создал софтверную компанию
TruSoft Int’l Inc., президентом которой является до сих пор. Но петь не бросил.
Бизнесмен начал брать уроки у Марио Лоренти, руководителя оперного театра
Sun State Opera во Флориде. И тут выяснилось, что учили Трусова
в России неправильно.
В
2001 году Карнеги-холл — самый известный концертный зал США — устроил
конкурс на сольное выступление в малом зале. Трусов принял участие
в прослушивании и обошел свыше 60 конкурентов. Для своего бенефиса он
выбрал романсы на музыку Чайковского и Рахманинова. В 2003-м Трусов
вернулся в Россию и начал работать сначала тренером-консультантом
в компании “Системы эффективных технологий”, затем возглавил собственную
фирму “Контакт-эксперт”. Оказалось, что в России уподобиться титанам Возрождения
гораздо сложнее. “В США с точки зрения временных затрат управлять
компанией гораздо проще, чем в России”,— говорит Трусов. Кроме того,
специфика нового бизнеса препятствовала занятию вокалом — сцену пришлось
покинуть. “Образ жизни, который я стал вести, принципиально не
соответствует гигиене голоса. Чтобы петь, нужно много спать и мало
говорить. Я же в силу своей работы говорю, почти не умолкая”,—
объясняет он. Зато сейчас учит других: как экс-солист — пению, как
маркетолог — умению преподнести себя.
“В чумном
бараке нужен врач”
— Маша! — кричит Трусов из кабинета
в коридор. Заглядывает офис-менеджер “Контакт-эксперта”. — Маша, ты
сейчас способна пару звуков издать? — Ну, пару способна.
— Тогда
прикрой дверь, чтобы людей не пугать.
Начинается
демонстрация урока вокала. Трусов слегка массирует горло девушки, по ходу
объясняя:
— Сначала
идет работа с техникой на уровне дыхания, на уровне базисных звуков. Вот
мы с Машей пели полгода звук “у”.
Трусов
задает мелодию, пропевая пресловутое “у”. Маша высоко, плавно и певуче
тянет звук.
— Закрыли,—
останавливает Трусов.— Теперь чуть подними наверх, у тебя плоско наверху.
Такое
упражнение со звуком может длиться минут 40.
— Техническая
работа со звуком самая важная в вокальном искусстве,— уверяет Трусов.—
Сцена — это итог, а сначала как художнику нужно научиться владеть
кисточкой, так и певцу — голосом. От ученика требуется поистине буддистское
смирение. Оно не дает отращивать нимб вокруг головы, который потом не позволит
пройти ни в одну дверь.
Маша —
бывшая ученица Российско-итало-американской вокальной академии (RIA), которую
Трусов основал вместе с партнерами в 2004 году. С американской
стороны инициативу поддержал один из бывших преподавателей Григория Майкл Пол.
С итальянской — Сабрина Троизе, пианистка, с которой Трусов
пересекался во время выступлений. Именно они провели для слушателей RIA первые
мастер-классы, а сейчас помогают приглашать в Россию других
преподавателей из-за рубежа.
По
словам Трусова, учеником может стать фактически любой желающий после
предварительного прослушивания. Слушатели академии оплачивают наставникам лишь
авиабилеты и проживание в Москве, преподают вокальные гуру бесплатно.
Правда, в последнее верится с трудом. “Я умею договариваться”,—
хитро улыбается бизнесмен.
В
RIA есть и платные услуги, например проведение конкурсных прослушиваний
в различные театры мира. Однако сумма едва покрывает организационные
расходы академии — в среднем 1 тыс. руб. с человека плюс
транспортные расходы, чтобы добраться до места прослушивания. Так что для
Трусова RIA — это некоммерческий проект.
За
пять лет в академии отучились более 300 учеников. Сейчас на Западе поют
более 20 из них. Гордость академии — Григорий Соловьев, который уже год
участвует в постановках Washington National Opera. Главным режиссером
этого театра является Пласидо Доминго. Хачатур Бадалян нашел себя
в России. Он солист Большого театра.
Сам
Трусов тоже преподает: дает уроки вокала двум-трем ученикам, занимаясь
с каждым из них по часу два раза в неделю. Больше не получается из-за
нехватки времени, и с началом кризиса досуга не прибавилось. “Заказов
на разработку маркетинговых кампаний и деловые семинары в кризис
меньше не стало. В чумном бараке всегда нужен врач”,— уверяет Трусов.
“Извращений в жизни вообще много”
В России в оперу Трусов ходит редко. “Я за всю жизнь видел
всего пять-шесть удачных спектаклей,— объясняет он.— Единство драматического
действия и вокала случается редко. Должна по роли быть “первая красавица”,
а идет нечто, под чем прогибается сцена, такая свиноматка
в рюшечках”.
Кроме
того, слушать любимых итальянцев Трусов предпочитает на итальянском языке.
В русских же театрах часто исполняют переводные варианты.
— Но
поют же хорошо и на русском.
— Да
извращений в жизни вообще много, например хоккей на траве,— парирует
бывший певец.— Есть фоносемантика. В нас подсознательно заложен смысл
звука. Интуитивно мы понимаем, страх ли, любовь ли выражает звук. А по
страсти и накалу “Ridi, Pagliaccio, sul tuo amore infranto” звучит
выразительнее, чем “Смейся, паяц, над разбитой любовью”.
Российская
школа оперного пения Трусову категорически не нравится: “У нас главное,
чтобы было громко, чтобы оркестр можно было перекричать, а бельканто
(стиль пения, возникший в Италии в XVII веке.— NO), когда во главе
угла красота и совершенство звука, ну совсем не уделяют внимания”.
В
оперу он заглядывает только для того, чтобы послушать, как поют выпускники его
академии. Недавно Трусов ходил в Большой театр на “Богему” и ушел
через 15 минут. Оркестр, по его мнению, так гремел, что заглушал певцов.
“Я послушал — голос у моего подопечного поставлен, ну
и ушел”,— вспоминает Трусов.
— По
сцене не скучаете?
— По
сцене как таковой нет. Я же выступаю перед деловыми людьми,— отвечает
бизнесмен. Но, призадумавшись, вдруг говорит:
—
А знаете, все рекламные радиоролики, которые мы записываем для наших
клиентов, я сам озвучиваю, причем в разных стилях.
Голос
менеджера неожиданно меняется и начинает звучать завораживающе, потом
вдруг становится брутальным, нарочито грубым. Видимо, Трусов прав: увлечение
собственным голосом не проходит, как не заживает “укус оперного жука”.
В
2001 году Карнеги-холл — самый известный концертный зал США — устроил
конкурс на сольное выступление в малом зале. Трусов принял участие
в прослушивании и обошел свыше 60 конкурентов. Для своего бенефиса он
выбрал романсы на музыку Чайковского и Рахманинова.
В
2003-м Трусов вернулся в Россию и начал работать сначала
тренером-консультантом в компании “Системы эффективных технологий”, затем
возглавил собственную фирму “Контакт-эксперт”. Оказалось, что в России
уподобиться титанам Возрождения гораздо сложнее. “В США с точки
зрения временных затрат управлять компанией гораздо проще, чем в России”,—
говорит Трусов. Кроме того, специфика нового бизнеса препятствовала занятию
вокалом — сцену пришлось покинуть. “Образ жизни, который я стал
вести, принципиально не соответствует гигиене голоса. Чтобы петь, нужно много
спать и мало говорить. Я же в силу своей работы говорю, почти не
умолкая”,— объясняет он. Зато сейчас учит других: как экс-солист — пению,
как маркетолог — умению преподнести себя.
Журнал
«Секрет Фирмы» № 9
(290) от 01.09.2009