Публикации06.07.2008 Психология бонусаНовые времена- новые бонусы За свою тридцатилетнюю историю бонусные системы получили широкие возможности для внедрения практически в любой компании, вне зависимости от области деятельности и масштабов. И если раньше можно было накапливать только мили (все началось с введением авиакомпанией American Airlines программы накопления миль), то сейчас мы копим бонусы, баллы, очки, которые можно затем обменять на всевозможные подарки, как относящиеся, так и вовсе не относящиеся к сфере бизнеса компании, скидки, «пожизненное членство» в клубе и другие предложения, которые выгодны покупателю. Сейчас все карты, в основном, делятся на следующие типы: • локальные, • международные, • монобрендовые, • мультибрендовые. И владелец бизнеса вправе выбрать ту бонусную систему, которую он посчитает оптимальной в существующих условиях, соизмерив, конечно, свои желания и возможности. Если вспомнить, то запуск накопительной программы «Малина» обошелся в $6,5 млн. Даже не принимая во внм мание закон Парето, в соответствии с которым 20 % потребителей обеспечивают 80 % прибыли, и именно на них должны быть ориентированы эти, бонусные программы, а учитывая, хотя бы одну из задач, которую решает карточка, получение сведений о потребителе, т.е. важной маркетинговой информации о нем, на основании которой корректируется созданный в идеале потребительский портрет и подбираются новые инструменты и каналы работы с ним, подарок стоимостью в $15-20; на день рождения клиента автоматически самоокупается. А если сюда приплюсовать все совершенные покупки, которые порой достигают цифр в 10 и 100 раз больше цены самого презента, то все окупается с лихвой. Самое главное для предпринимателя - понять, кому именно он дает свою карту, - действительно, постоянном клиенту или «случайному прохожему», и без первичных маркетинговых исследований и выдачи «разовых» (неперсонифицированных) карточек на первом этапе не обойтись. Бонус-реакция Порой удивляешься, насколько прочно бонусы вошли в нашу жизнь. Сейчас мы уже не представляем без них ни одну, даже самую маломальскую покупку. По сути, никакую материальную ценность они не несут, но воспринимаются нами, потребителями, как крайне ценные. Они дают иллюзию преимущества. Желание владельца бизнеса «быть как все» - напечатать кучу карточек и раздать постоянным покупателям - имеет под собой вполне разумную почву. Потребность к накоплению каких-то символических ценностей: баллов, фишек и т.д. - сидит в человеке на подсознательном уровне. Момент накопления баллов, фишек, очков присутствует в нашей повседневной жизни везде, и не только в покупательской сфере: я коплю мили, чтобы обменять на бесплатный полет, или же ребенок копит отличные оценки, чтобы получить в конце учебной четверти обещанный родителями велосипед. Бонус можно назвать мотиватором, усиливающим потребительскую реакцию, количество совершаемых покупок, или их катализатором. Каждый из нас с самого детства начинает поступать в соответствии с моделью "стимул-реакция". Высокие баллы, получаемые в школе, сопровождаются похвалой от родителей, и по прошествии многих лет они так и сохраняют ценность, остаются притягательными, даже в том случае, если уже не ведется речи о первичном мотиваторе (родительской похвале). В основе «бонусоориентированного поведения», обусловленного отношением «стимул - реакция», как я отметил ранее, лежит также и феномен «психологической близорукости», состоящий в принятии только одной точки зрения, влияющей на непосредственный выбор, и игнорировании другой, «второстепенной». Типичный пример такой «близорукости» - денежная иллюзия, проблема, волновавшая многих экономистов и психологов последних лет. Денежная иллюзия - тенденция человека воспринимать номинальное, а не реальное количество денег, не делая поправку на инфляцию (Е. Shafir et a., 1997; Fehr and Tyran, 2001). Так, многие люди считают, что 10 %-е увеличение зарплаты во время 12 %-й инфляции более приемлемо для них, чем 1 %-е вычитание зарплаты во времена незначительной инфляции, хотя последнее условие, на самом деле, намного лучше. Во внимание просто не принимаются вспомогательные, косвенные признаки, в которых принимающее решение лицо менее заинтересовано. Занимательная "бонусметика" На Западе теме влияния баллов на потребительское поведение и выбор было посвящено множество исследований (Richard Easterlin, George F. Loewenstein, Christopher K. Hsee, Daniel Kahneman, Amos Tversky, Ran Kivetz, Itamar Simonson). По наблюдениям исследователей, бонус - это нечто, находящееся между затрачиваемым усилием и результатом. Усилие - бонус - результат Условие присутствия бонуса во многом предопределяет выбор, даже в том случае, если необходимо затратить больше усилий. О чем свидетельствует приводимый эксперимент. Так, в одном из американских университетов студентам было предложено принять участие в следующем исследовании. Контрольной группе предлагалось выбрать задачу средней или повышенной сложности, взамен они получали либо ванильное, либо фисташковое мороженое. Задача средней сложности (6 мин.) - ванильное мороженое. Задача повышенной сложности (7 мин.) - фисташковое мороженое. Другой группе студентов предлагалось также выбрать между двумя задачами разной сложности, но, помимо вознаграждения - мороженого, здесь также было включено условие бонусов. За выбор первой задачи (средней сложности) студенты получали 60 баллов и ванильное мороженое, второй - 100 баллов и, соответственно, фисташковое мороженое. Задача средней сложности (6 мин.) - 60 баллов - ванильное мороженое. Задача повышенной сложности (7 мин.) - 100 баллов - фисташковое мороженое. При этом участники эксперимента изначально были предупреждены о том, что баллы не имели какой-либо ценности и не являлись средством обмена. Но, даже несмотря на эту установку, большее количество студентов выбирали задачу именно повышенной сложности в условии бонуса, в отличие от контрольной группы. Выбор мороженого определялся не вкусовыми предпочтениями участника исследования (в обоих случаях респонденты больше любили ванильное мороженое), а количеством баллов, которые он получал, более того - эти баллы не представляли собой какой-либо материальной ценности, а были лишь неким средним этапом (значением между усилием участника (решение задачи) и результатом (фисташковое мороженое). В рамках исследования бонусов и их влияния на выбор были проведены другие похожие эксперименты только переменными были расстояния (удаленность банка), время окупаемости, сумма денег, неизменным оставалось условие - наличие бонусов. И как ни странно, именно они определяли выбор, несмотря на дальние расстояния, длительные сроки окупаемости и т.п. Вывод один: наличие бонуса дает человеку ощущение выполнения задачи, самоэффективности, награды, чем объясняется привлекательность различных карточных программ лояльности для потребителя. Бонус работает - доказано психологами! Григорий Трусов "Маркетинг и реклама" №7-8 (143) июль-август 2008
|
||
105001, г.Москва, улица Бауманская , дом 7 стр 1 тел: +7 (495) 744 86 60 |